• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Обучение на PhD-программе - непростой путь, но именно в этот период происходит становление ученого»

Старший научный сотрудник ИАПР Андрей Ткаченко в сентябре приступит к работе в Nazarbayev University, сохранив аффилиацию с НИУ ВШЭ. Текущий год был продуктивным и насыщенным событиями для Андрея - он окончил обучение в Bocconi University и успешно защитил диссертацию на степень PhD. Мы подробнее расспросили Андрея об этом опыте.

Как проходило обучение на PhD-программе в Италии?

Обучение в Bocconi University на PhD-программе по экономике длилось 5 лет, из которых последние 6 месяцев были посвящены Job Market. Это период, когда университеты с международными программами и крупные частные компании начинают искать кандидатов со степенями PhD, а PhD-кандидаты со всего мира примерно в одно время начинают подаваться на эти вакансии на заранее известных платформах. Этот период, бесспорно, самый тревожный и напряженный для PhD-кандидата, поскольку приходится конкурировать на международном уровне с лучшими молодыми учеными. Само же обучение на PhD -программе устроено так, что первые два года студенты проходят множество курсов, при этом со второго года начинается исследовательская активность. 

Что оказалось самым сложным? 

Обычно самым сложным периодом в обучении на PhD являются конец второго и третий год - период поиска и становления исследовательских интересов, когда из множества возможных областей нужно выбрать одну, найти там актуальный исследовательский вопрос, а также подходящие методологию и данные для его решения. В этот период ты мучительно перебираешь массу исследовательских вопросов в попытке найти лучший, и частое общение с научным руководителем очень ценно на этом этапе. 

В это время мне значительно помог опыт работы в ИАПР на проекте, посвященном госзакупкам. Область исследований была мне вполне ясна с самого начала обучения, и было представление, какие данные можно использовать. Конечно, нужно было найти актуальный исследовательский вопрос, и в решение этой задачи неоценимый вклад внесло общение с моим научным руководителем Francesco Decarolis.

Можете дать совет тем, кто рассматривает такой трек?

Обучение на PhD программе - это непростой путь, но в этот период происходит становление ученого, переход из состояния ученика в состояние полноценного исследователя. 

Всем студентам, которые рассматривают такую возможность, я бы посоветовал в период обучения в бакалавриате и магистратуре подаваться на позиции Research Assistant. Работа под руководством сильного ученого над общей задачей значительно облегчает дальнейший выбор области исследования на PhD программе.