Исследование спроса на право в области корпоративного управления (2002 год)
Проект был нацелен на изучение спроса экономических агентов на законодательно установленные и/или добровольно исполняемые правила игры в российской экономике применительно к такой сфере, как корпоративное управление. Его стандарты и механизмы играют важную роль в защите прав собственности.
Составной частью проекта стало проведение пилотного обследования акционерных обществ для построения индикаторов спроса на право в области корпоративного управления и оценки определяющих его факторов. Была выбрана техника формализованного интервьюирования (очный опрос в форме беседы интервьюера с респондентом – руководителем предприятия). Вопросник был разработан экспертами проекта к.э.н. В.В. Голиковой, д.э.н. Т.Г. Долгопятовой, М. Г. Каревым, к.э.н. Б.В. Кузнецовым, к.т.н. Ю.В. Симачевым. Ввод информации и формирование базы данных выполнено О.М. Уваровой.
С учетом цели проекта круг обследованных объектов был ограничен только открытыми АО (ОАО). Уровень отклика на вопросы составил от 97 до 100%.
Пилотный опрос, проведенный в октябре2002 г., охватил 304 ОАО в трех субъектах Федерации: Москве, Томской и Новгородской областях. Москва – крупнейший центр бизнеса, а выбор двух других регионов объяснялся тем, что они были известны активной политикой по развитию предпринимательства, делового сотрудничества бизнеса и власти, привлечением прямых иностранных инвестиций. По данным Федеральной комиссии по ценным бумагам, в2002 г. количество действующих ОАО в Москве составило примерно 7900 единиц, в Томской области – 418, а в Новгородской – всего 209.
В Москве в опросе участвовало 181 ОАО, в Томской области - 81, а в Новгородской – 42 предприятия. В двух последних регионах каждое седьмое предприятия расположено не в столице региона, а в малом городе.
В выборке были представлены предприятия разных секторов экономики. На уровне 10% квотировалось число ОАО в финансовом секторе. В реальном секторе предполагалось представительство промышленности и строительства на уровне не меньшем, чем половина выборки, а остальная часть отдана предприятиям других секторов, что примерно соответствует структуре производства во всех трех регионах.
Фактическое распределение обследованных ОАО по секторам приведено в Таблице 1. Наиболее весомая группа – промышленные предприятия, затем идет строительство, а торговля, транспорт и связь, услуги предприятиям и населению составили от 8 до 14% выборочной совокупности. К финансовому сектору относилось каждое 10-ое ОАО, а в группу «другие» попали всего два объекта аграрного профиля. Учитывая, что торговая деятельность и оказание услуг часто идут рука об руку, предприятия этих секторов были объединены в единую группу (см. распределение по основным 5 секторам на Рисунке 1).
Таблица 1. Распределение обследованных предприятий по секторам экономики
Сектора | Количество ОАО | Доля, % |
Промышленность | 127 | 41,8 |
Строительство | 45 | 14,8 |
Торговля | 31 | 10,2 |
Транспорт и связь | 24 | 7,9 |
Услуги населению и предприятиям | 44 | 14,9 |
Финансовый сектор | 31 | 10,2 |
Другое | 2 | 0,7 |
Количество ответивших | 304 | 100 |
В выборку вошли различные по размерам ОАО, типичные для данного региона и отрасли экономики. Фирмы отличались широким разбросом по численности занятых: среднее число занятых составило 537 человек, а медиана – всего 100. Распределение предприятий по базовой группировке по численности занятых приведено в Таблице 2, а это же распределение в сопоставлении с отраслевой принадлежностью и региональным расположением – на Рисунке 2. Видно, что половину обследованных открытых компаний составили предприятия с числом занятых до 100 человек. Чаще встречаются крупные предприятия в Москве, на транспорте и связи и в промышленности, а реже – в торговле и услугах и строительном секторе.
Таблица 2. Распределение обследованных предприятий по размерам
Численность занятых | Количество ОАО | Доля, % |
Менее 100 человек | 154 | 50,7 |
От 101 до 500 | 103 | 33,9 |
Свыше 500 человек | 47 | 15,5 |
Количество ответивших | 304 | 100 |
Большинство респондентов – высшие менеджеры компаний. Почти 36% анкет заполнили генеральные директора АО, еще 34% – их заместители по экономике, финансам, корпоративным вопросам. Менее 30% респондентов – это менеджеры среднего звена (руководители служб), причем более половины из них составили руководители юридических отделов (юристы), начальники отделов корпоративных отношений, ценных бумаг и аналогичных структур. Всего каждое 9-10-ое ОАО было представлено руководителями экономических или коммерческих служб. Респонденты – не случайные люди на обследованных предприятиях. В среднем по выборке стаж работы респондента на предприятии составил почти 11 лет (медиана 7,5 лет).
* * *
Эмпирический анализ данных, а также распределение всех ответов на вопросы обследования можно найти в следующих публикациях:
1) Развитие спроса на правовое регулирование корпоративного управления в частном секторе. Московский общественный научный фонд, серия «Научные доклады: независимый экономический анализ», № 148. М.: МОНФ и АНО «Проекты для будущего», 2003. Эмпирическому анализу посвящен Раздел 3 (включая приложение) - С. 229-339. См. текст книги на сайте МОНФ: http://www.mpsf.org/lib.html
2) Спрос на право в сфере корпоративного управления: экономические аспекты / Под ред. А.А. Яковлева. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. См. Главу 2 с приложением – С. 21-141.
3) В.В. Голикова, Т.Г. Долгопятова, Б.В. Кузнецов. Корпоративное управление: как руководители компаний относятся к правовому регулированию // Вестник общественного мнения. 2004, № 6. С.31-41.
4) А.А. Яковлев. Спрос на право в сфере корпоративного управления: эволюция стратегий экономических агентов // Вопросы экономики. 2003. № 4. С.37-50.
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.