29 апреля 2013 г. состоялась презентация доклада “Законодательная регламентация закупок регулируемых компаний и компаний госсектора: экономические эффекты правовых новаций закона 223-ФЗ” (авторы доклада: С.Авдашева, Н.Горейко, С.Галашин, О.Захаров, Е.Круглова, П.Крючкова, научный редактор – С. Авдашева)
Доклад посвящен оценке эффектов закона, регламентирующего процедуры закупок отдельными видами юридических лиц, которые можно условно разделить на компании госсектора и компании, осуществляющие регулирующие виды деятельности.
Показаны пределы действенности норм закона в отношении планирования закупок, источники избыточных административных расходов и рисков, которые нормы закона 223-ФЗ налагают на участников рынка. Нормы закона в очередной раз иллюстрируют тот тезис, что возложение на компании дополнительных ограничений и обязательств без предварительной оценки регулирующего воздействия чревато введением в действие таких правил, что либо их нужно немедленно корректировать, либо участникам рынка приходится нести избыточные затраты.
В докладе авторы предложили свои оценки выгод от формализации процедуры закупок в соответствии с 223 – ФЗ, а также оценили прямые издержки и возможные риски, возникающие в связи с изменением законодательства. По мнению авторов, необоснованно широкий круг хозяйствующих субъектов а также трансакций, подпадающих под действие закона, а также иные проблемы избыточного регулирования и правоприменительной практики позволяют говорить о том, что закон приводит к необоснованным издержкам хозяйствующих субъектов и потерям общественного благосостояния. Потери для субъектов, подпадающих под действие закона при достаточно осторожной оценке могут составить как минимум 31 – 252 млрд. рублей, кроме того в 400 – 600 млн. рублей оцениваются дополнительные издержки со стороны государственного контроля.
В ходе состоявшейся дискуссии участники высказали мнения, что 223 – ФЗ, при условии дальнейшей работы над его совершенствованием, может сыграть положительную роль с точки зрения улучшения прозрачности и сокращения издержек в процедуре закупок. К сожалению, при разработке закона мало анализировался непосредственный опыт регулируемых компаний в организации закупок, что будет означать серьезные издержки по адаптации внутренних процедур компаний к новым требованиям законодательства.
Закон предлагает достаточно мягкие и гибкие методы регулирования, в отличие от 93 – ФЗ, регулирующего государственные закупки, и с этой точки зрения может рассматриваться как приемлемая альтернатива. В то же время участники дискуссии рекомендовали не распространять действие закона на все большее количество хозяйствующих субъектов, а, напротив, значительно сузить количество компаний подпадающих под данное регулирование, подобно тому, как это происходит в практике Европейского союза. На сегодняшний момент под действие закона, по разным экспертным оценкам, подпадает 200- 400 тыс. юридических лиц, что делает практически невозможным эффективный контроль со стороны ограниченных в ресурсах государственных органов. Кроме того были высказаны другие рекомендации по совершенствованию закона, в частности установление минимальной суммы трансакции, подпадающей под контроль со стороны 223 - ФЗ.
Следует отметить, что после того как осенью 2012 года рекомендации готовящегося доклада были представлены в экспертном сообществе, часть предложений нашла свое отражение в принятых поправках в данный закон в декабре 2012 года.