• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые публикации

В очередном номере Журнала Новая Экономическая Ассоциация (НЭА) вышел блок статей, посвященных проблеме государственно-частного партнерства в сфере среднего профессионального образования.

Статьи были подготовлены в рамках проекта «Государственно-частное партнерство в среднем профессиональном образовании: на примере фирм в России и Китае», поддержанного грантом РНФ.
В специальном разделе Журнала «Горячая тема. Круглый стол» представлено пять статей заданной тематики:

В работе  А.А. Яковлева «Спрос на повышение квалификации работников, «ловушка среднего дохода» и перспективы догоняющего развития в РФ» обосновывается тезис о том, что дефицит квалифицированных рабочих является реальным и он обусловлен асимметрией информации и рисками оппортунизма в отношениях между предприятиями, учебными заведениями и работниками, что приводит к недостаточному уровню инвестиций фирм в повышение квалификации и обучение работников. При этом дефицит квалификаций и навыков является фактором, сдерживающим экономическое развитие и предопределяющим попадание России в «ловушку среднего дохода». С учетом зарубежного и российского опыта показано, что решение проблем подготовки кадров связано с внедрением механизмов государственно-частного партнерства, прежде всего на уровне регионов.

И.В. Абанкина, Ф.Ф. Дудырев, А.И. Шабалин в статье «Управление системой СПО: от бюджетной зависимости к модели государственно-частного партнерства» описали процесс трансформации системы управления средним профессиональным образованием (СПО) в постсоветский период. Авторы показали, что передача профессиональных образовательных организаций на региональный уровень была обусловлена распадом советской системы планирования и администрирования подготовки кадров для нужд советской плановой экономики. Следствием регионализации системы СПО стало перераспределение объемов финансирования из федерального и региональных бюджетов. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на начальное и среднее профессиональное образование постоянно увеличивалась на фоне одновременного сокращения федерального финансирования. В условиях кризиса 2008 г. и роста дефицита региональных бюджетов доля расходов на НПО—СПО в общей структуре государственных расходов на образование на протяжении последних 15 лет быстро уменьшалась. Федеральная программа развития образования 2011—2015 гг. способствовала обновлению материально-технической базы образовательных организаций СПО, а также созданию производственно-образовательных кластеров и распространению модели ГЧП в среднем профессиональном образовании.

В работе «Государственно-частные партнерства в сфере СПО: адаптация немецкой модели дуального образования» Т.Ф. Ремингтон обращает внимание на то, что фактическое внедрение дуального образования за пределами европейских немецкоязычных (Австрии, Германии, Швейцарии) стран оказалось крайне непростой задачей. На примере США  автор рассматривает характерные особенности партнерств с элементами дуального образования на местном уровне, которые объединяют образовательные учреждения, государственные структуры и фирмы, и обнаруживает пути, ведущие к формированию таких партнерств.

И. Маркес подготовил статью «Профессиональное образование и механизмы государственно-частных партнерств в российских регионах», в которой описываются современные формы профессионального образования в России, с использованием оригинальных баз данных по ГЧП в регионах России, и предпринимается попытка объяснить причины региональных различий в масштабах внедрения ГЧП в сфере профессионального образования.

Также в разделе «Горячая тема. Круглый стол» помещена статья По Янг «Координация государственно-частного партнерства в сфере среднего профессионального образования: опыт Китая». По Янг специализируется на изучении специфики ГЧП в Китае и является партнером для команды российских исследователей.  

В статье По Янг анализируются базовые принципы реформы ГЧП в области профессионально-технического обучения и ее текущее состояние. Описательный анализ, основанный на 257 парах «фирма—учреждение СПО» и 1679 конкретных случаях партнерств между 171 образовательным учреждением и 257 производственными предприятиями, показывает наиболее распространенные формы сотрудничества на уровне провинций, в том числе предоставление фирмами мастеров-наставников, обучение преподавателей, стипендии и заработные платы и финансовую помощь учащимся. Среди фирм наблюдается значительная степень вариации в популярности того или иного типа сотрудничества. Выбор фирмой модели ГЧП зависит от формы собственности компании. На основе анализа множества кейс-стади в различных китайских регионах статья показывает, как посреднические организации способствуют сотрудничеству между фирмами, а также между образовательными учреждениями и фирмами в рамках трех моделей координации ГЧП: модели под руководством фирм, модели под руководством органов власти и модели совместной координации.

 

Полный текст статей – по ссылке.