История экономической мысли во взаимосвязи с экономическим развитием страны
28-го сентября 2018 года в рамках совместного заседания Научного семинара департамента политической науки и Научного семинара Института анализа предприятий и рынков состоялась презентация книги профессора Йоахима Цвайнерта «When Ideas Fail: Economic Thought, the Failure of Transition and the Rise of Institutional Instability in Post-Soviet Russia». В рамках семинара профессор Цвайнерт представил основные идеи, изложенные в его работе, ответил на вопросы и замечания коллег, а после выступления в формате интервью рассказал более подробно об истоках своего академического увлечения историей русской экономической мысли.
Йоахим Цвайнерт является профессором международной политической экономиии в Университете Виттен/Хердеке (Германия). В 2001 году он получил степень PhD в Университете Гамбурга. Позднее его работа, представленная к кандидатской защите, была издана в качестве монографии «Eine Geschichte des ökonomischen Denkensin Russland 1805-1905» и удостоена премии от European Society for the History of Economic Though в номинации за лучшую книгу в области истории экономической мысли, опубликованную в 2000, 2001 или 2002 годах. Статьи профессора Цвайнерта публикуются в таких журналах, как Europe-Asia Studies, Journal of Economic Issues, Constitutional Political Economy и т.д.
В 2017 году в издательстве Routledge вышла его новая книга «When Ideas Fail: Economic Thought, the Failure of Transition and the Rise of Institutional Instability in Post-Soviet Russia», главным тезисом которой выступает утверждение, что в истории российской экономики своеобразное смешение антропоцентризма и холизма стало благодатной почвой для формирования моделей мышления, которые потенциально конфликтовали с рынком. Эти закономерности не обусловили появление капитализма в России, но они повлекли за собой глубокое интеллектуальное разделение между сторонниками и противниками капиталистической трансформации России, которая сделала социальную эволюцию страны нестабильной и уязвимой для внешних потрясений. Книга профессора Цвайнерта предлагает идеологическое объяснение относительной неспособности России создать функционирующую рыночную экономику и, тем самым, предлагает новую и оригинальную перспективу для обсуждения.
Вы уже более 20 лет занимаетесь изучением истории русской экономической мысли. Почему и каким образом у Вас возник научный интерес именно в этой области?
- Мой интерес возник действительно достаточно давно и был скорее стихийным. Во время моего обучения в гимназии действовала распространенная практика, когда ученики могли выбрать для дополнительного изучения второй иностранный язык, и я выбрал русский. Через изучение языка, я заинтересовался страной в целом: историей, культурой и современной обстановкой. Впервые я побывал в Советском Союзе в 1987 году, и мне очень захотелось понять, что же здесь действительно происходит. Я провел много времени в России в конце 80-х и начале 90-х и для меня стало очевидным, что существует комплексная взаимосвязь явлений, которая обуславливает экономические проблемы страны. Именно поэтому я решил заняться изучением истории русской экономической мысли в 19 веке, так как, на мой взгляд, это могло способствовать лучшему пониманию того, почему так сложно запустить функционирующую рыночную экономику в постсоветской России. Мой во многом спонтанный интерес привел меня в конечном итоге к кандидатскому проекту по истории российской экономической мысли.
Как развивалось изучение идей с того времени?
После того, как я защитил кандидатскую диссертацию в 2002 году, я продолжил этот проект, начав работать над статьями, первая из которых появилась уже в 2003 году. Затем каждые пару лет я публиковал статью, пока, наконец, не нашел время, чтобы объединить их в книгу «When Ideas Fail: Economic Thought, the Failure of Transition and the Rise of Institutional Instability in Post-Soviet Russia», которая и была основной идеей с самого начала.
Каковы ваши дальнейшие академические планы?
-На данный момент я решил сделать небольшой тематический перерыв и переключить свое внимание с изучения России на проект, связанный с Мозамбиком. Конечно же я обязательно вернусь к теме России, но пока я не знаю, в каком именно формате. Сейчас мне нужен своеобразный брейк на 1-2 года. Думаю, это важно для того, чтобы сохранять непредубежденное состояние.
Конечно, это очень важно. Но почему именно Мозамбик?
-Можно сказать, что это совпадение. В университете Виттен/Хердеке, где я преподаю, есть международная магистерская программа по философии, политике и экономике. Один из моих студентов из Мозамбика, и он предложил очень интересную тему во время семинара, которой мы продолжили заниматься уже в рамках полноценного научно-исследовательского проекта.
-Я не помню точно, когда началось мое сотрудничество с Вышкой и ИАПР. Мы впервые познакомились с Андреем Яковлевым около 2000 года в Бремене в Исследовательском центре восточноевропейских исследований и продолжили наше знакомство позднее. Кроме того, я регулярно посещаю Апрельскую конференцию уже в течение десяти лет, и я всегда был впечатлен уровнем научного дискурса, разворачивающегося в ВШЭ, открытостью и интернациональностью этого места, которое, как мне кажется, на данный момент выделяется во всем российском научно-исследовательском пространстве.