Семинар «Российские предприятия в новых условиях: поведение на рынках и отношения с государством»
27 мая 2019 года Институт анализа предприятий и рынков провел открытый семинар, где были представлены первые результаты анализа данных опроса, проведенного в 2018 году среди более 1700 российских промышленных предприятий.
Мониторинг нацелен на исследование экономического поведения и различных аспектов конкурентоспособсности предприятий обрабатывающей промышленности. В качестве респондентов выступают представители предприятий всех размерных категорий – малых, и средних, и крупных.
В 2018 году ИАПР провел уже 4-й раунд проекта мониторинга конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности. Впервые мониторинг компаний проводился в 2005, затем– в 2009 году и 2014 году. Таким образом, мониторинг предприятий осуществляется с интервалом один раз в четыре года.
Анкета, которая использовалась при опросе предприятий, состояла из двух частей. Первая, так называемая типовая, где респондентам предлагалось ответить на вопросы, повторяющиеся из рауда в раунд: в одной и той же формулировке и относительно одних и тех же предметных областей. Это позволяет отслеживать изменения во времени. Вторая часть – более свободная, содержла в себе вопросы, которые характеризуют экономическую или социально-политическую ситуацию конкретного периода времени. В связи с тем, что анкета для опроса формировалась как коллективный продукт различных стейкхолдеров, то соответственно появились и более подробные разделы, относящиеся к труду, государственным закупкам и различного рода экспериментальные вопросы из сферы политической экономики.
В силу этого семинар получился достаточно разнообразным тематически. Были сессии, посвященные непосредственно развитию российской промышленности и факторов, оказывающих влияние на эти процессы: цифровая трансформация, изменение форм и условий внешней торговли, продуктовые инновации, конкурентное давление и т.д.
Целый блок докладов затрагивал вопросы взаимоотношения бизнеса и государства: исследователи выясняли, каким компаниям государство оказывает поддержку, и наоборот – какие предприятия помогают властям в развитии регионов, существует ли барьер для фирм при входе на рынок госзаказа.
Семинар завершился круглым столом, где поднимался вопрос о том, насколько эффективно проводить такого рода опросы с целью выявить особенности и закономерности поведения предприятий.
Кроме того, в рамках круглого стола выступил с презентацией Петр Залесский, представитель международной компании «ГФК-Русь», которая выиграла тендер на проведение опроса промышленных предприятий. Он рассказал о методологии опроса, то есть по какому критерию производился отбор перспективных компаний-респондентов, а также о том, с какими трудностями пришлось столкнуться при проведении опроса – в основном, это невозможность добрать необходимое количество компаний определенного размера в некоторых регионах.
Стоит отметить, что работа с данными продолжается, поэтому в настоящее время база доступна для сотрудников ИАПР и тех стейкхолдеров из других подразделений НИУ ВШЭ, которые изначально изъявили свое желание принимать участие в этой работе. По истечении 2-х летнего эмбарго база появится в открытом доступе на сайте Института.