Данные исследования ИАПР были включены в отчет Счетной палаты РФ
28 июля Счетная палата опубликовала отчет «Мониторинг развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2019 год». В этом докладе использованы данные опроса заказчиков и поставщиков, проведенного ИАПР в марте-мае текущего года.
Отчет Счетной палаты посвящен развитию системы государственных и корпоративных закупок за 2019 год. Аудиторы пришли к выводу, что регуляторам госзакупок не удалось в полной мере реализовать потенциал контрактной системы. Среди нерешенных проблем — отказ от качественных критериев эффективности процедур в пользу количественных и невысокий уровень конкуренции при госзакупках, а барьером для развития контрактной системы аудиторы назвали негибкое и часто меняющееся законодательство.
В докладе используются данные онлайн-опроса заказчиков и поставщиков, проведенного ИАПР в марте-мае текущего года в рамках проекта «Поведение экономических агентов на рынках государственных закупок и развитие предприятий в переходных экономиках», поддержанного Программой фундаментальных исследований НИУ ВШЭ. В частности, в отчете Счетной палаты отмечается, что по данным опроса ИАПР главной проблемой контрактной системы поставщики считают наличие неформальных связей между заказчиком и поставщиком (более половины принявших участие в опросе). Подобные неформальные связи возникают в связи с отсутствием в законодательстве о контрактной системе положений, направленных на обеспечение качественного результата закупок.
Следствием этого является распространение стратегии «заведомого выбора», когда заказчик определяет поставщика еще до проведения закупки. Согласно опросу ИАПР, по оценкам поставщиков такой стратегии придерживается 51% организаций-заказчиков (аналогичная оценка среди респондентов-заказчиков 41%). При этом опрошенные оправдывают использование такой стратегии: около 59% поставщиков признают, что в основе «заведомого выбора» лежит стремление обеспечить качественную поставку товаров, а 58 % соглашаются с тем, что это делается для «гарантированного исполнения контракта».
В докладе ведомства отмечается, что сложившаяся система в большей степени полагается на увеличение конкуренции и получение экономии по итогам закупок для повышения их эффективности. В качестве подтверждения также приводятся данные опроса ИАПР, в соответствии с которым 81% заказчиков и 69% поставщиков считают, что эффективная закупка характеризуется «поставкой качественного товара», 55% заказчиков и 42% поставщиков отметили в качестве критерия «исполнение контракта в срок». При этом высокую конкуренцию и снижение цены в ходе закупки посчитала существенными лишь небольшая доля опрошенных: 17% заказчиков (для обоих индикаторов) и соответственно 10% и 4% поставщиков.
В части осуществления контроля в сфере закупок в отчете приводятся данные о росте количества рассмотренных жалоб с 64 до 66 тысяч, а также сокращение доли обоснованных жалоб (с 49,7% до 43,8%). В подтверждение авторами также приводятся результаты опроса ИАПР, согласно которому консервация проблем, накопившихся в контрактной системе, а также высокие риски поставки некачественной продукции и (или) срывов сроков поставки, фактически выталкивают добросовестных заказчиков в «серую» зону – когда для обеспечения качественных результатов закупки они вынуждены нарушать установленные законодательством требования. В результате количество нарушений заказчиками законодательства о контрактной системе в сфере закупок, выявляемых ФАС России в ходе проведения контрольных действий, постоянно растет.