• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новая публикация

В журнале «Вопросы экономики» опубликована статья авторского коллектива исследователей из ИАПР и ЦИСП ВШЭ.

Новая публикация

В статье Ю. В. Симачева, А.А. Яковлева, В.В. Голиковой, Н.А. Городного, Б.В. Кузнецова, М.Г. Кузыка и А.А. Федюниной «Российские промышленные компании в условиях «второй волны» санкционных ограничений: стратегии реагирования» представлены первые результаты анализа влияния «второй волны» санкций 2022 г. на поведение российских компаний, оценены действия бизнеса по адаптации к новым условиям. Основным источником данных стал опрос руководителей 1860 российских предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, проведенный в августе—ноябре 2022 г.

Несмотря на жесткость и многоплановость санкционных ограничений, 1 /3 компаний не приняли адаптационных мер, в их числе локальные, технологически отсталые фирмы без инновационной активности. В целом фирмы, интегрированные в глобальную экономику, реагировали на новые угрозы активнее, чем предприятия, ориентированные на внутренний рынок.

При существенной вариативности действий компаний по адаптации к санкционному шоку выявлены четыре базовые квазистратегии реагирования:

  1. она связана с сокращением масштабов текущей деятельности, занятых и инвестиций — такие действия чаще прослеживались в отраслях, критически зависящих от участия в глобальных цепочках создания стоимости, в частности в автомобилестроении и деревообработке;
  2. включает упрощение продукции для снижения зависимости от импорта, поиск новых рынков и пересмотр направлений инвестирования — данный подход характерен для фармацевтических производств;
  3. предполагает перестройку каналов поставок используемых материалов и комплектующих — такая адаптация более заметна среди производителей резиновых и пластмассовых изделий;
  4. направлена на разработку новых продуктов и технологий, цифровизацию и расширение взаимодействия с государством — в этом более активны компании, на рынках которых сформировались ниши из-за ухода крупных зарубежных игроков, в частности, мебельной промышленности.

В качестве рекомендаций в области государственной антикризисной политики выделены следующие: относительная успешность адаптации компаний в 2022 г. связана с возможностями импортозамещения за счет нахождения российских аналогов, однако в дальнейшем потребуется особый акцент на поддержке разработки отечественных технологий и расширении доступа к технологическим знаниям; при высокой неопределенности важно создавать условия, позволяющие компаниям самостоятельно выстраивать цепочки создания стоимости. Предсказуемость действий государства, определяемая стратегическим видением будущего российской экономики, представляется важным фактором стимулирования частной инициативы.

Полный текст статьи доступен на сайте журнала.