• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственно-частное партнерство в среднем профессиональном образовании: на примере фирм в России и Китае

Участники от МЦИИР: Яковлев А.А., Ремингтон Т.Ф., Маркес И., Базавлюк В.Н.

Внешние участники: Фрумин И.Д., Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И.

Подробная информация о проекте: Маркес И. (imarques@hse.ru)

Описание:

По мере того, как Россия и другие бывшие социалистические страны стали отходить от принципов командной экономики, государство перестало играть роль координатора в сфере обеспечения профессиональных навыков. Предоставленные сами себе компании значительно сократили расходы на профессиональное обучение и подготовку кадров, разорвали традиционные связи с учебными заведениями ради экономии расходов. Лишившись поддержки фирм-партнеров и помощи государства, образовательные организации со временем начали выпускать специалистов с неактуальными знаниями и недостаточными профнавыками. Более того, учреждения СПО оказались не в состоянии самостоятельно разрабатывать учебные программы, адаптируя их под  потребности формирующихся рынков.                                                                                                                                                                                                                   

Вскоре многие компании пришли к пониманию необходимости самостоятельной подготовки сотрудников. Однако  в борьбе с дефицитом квалифицированных кадров работодатели столкнулись с рядом проблем – переманивание компаниями-партнерами вновь подготовленных сотрудников,  нестабильность конъюнктуры рынка, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения вовлеченных сторон, необходимость института-координатора, способного учитывать интересы всех участников.

Исследовательский проект  «Государственно-частное  партнерство в среднем профессиональном образовании: на примере фирм в России и Китае»  направлен на изучение вопросов, связанных с реформированием системы среднего профессионально образования  в России, а также на выявление институциональных механизмов, стимулов и моделей взаимодействия акторов СПО в российских регионах.

Задачи проекта:

- Изучение разных типов новых институциональных механизмов в российских регионах с тем, чтобы помочь наладить сотрудничество между фирмами и образовательными учреждениями, а также анализ того, какую роль играют региональные органы управления в появлении подобных механизмов.

- Выявление факторов поддержки конкретным программам профессионального образования на микро-уровне со стороны фирм и образовательных учреждений, анализ форм участия в этих программах.

- Анализ различий в выборе институционального механизма конкретного типа в регионах стимулирования сотрудничества между региональными властями, компаниями и образовательными учреждениями.

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы предлагается следующий алгоритм действий:

-сбор качественных данных по реформе профессионального образования в 13-ти российских регионах-победителях в конкурсе грантов Агентства стратегических инициатив (АСИ);

-анализ региональных и федеральных средств массовой информации;

-систематическая проверка  и анализ данных с использованием уникальных баз данных, собранных МЦЦИР и Институтом образования в течение предыдущих лет;

-проведение серии глубинных интервью с руководителями учебных организаций, фирм-партнеров, представителями региональных властей и бизнес-ассоциаций.  Для этой цели были отобраны шесть из регионов, поддержанных грантом АСИ: Ульяновская область, Тамбовская область, Самарская область, Пермский край, Свердловская область и Красноярский край;

-анализ исторической эволюции и современного состояния профессионального образования в Китае. Как и в случае с российскими кейс-стади, будет отобрано несколько  китайских регионов, где существует, наиболее комплексная кооперация и сотрудничество между участниками СПО, и проведена серия глубинных интервью.

Планируемые результаты проекта:

- База данных, включающая информацию о состоянии среднего профессионального образования во всех регионах России за 2013-2016 гг. С акцентом на виды сотрудничества школ с фирмами, региональными администрациями, профессиональными объединениями с детализацией вплоть до населенных пунктов.

- Глубинное обследование 6 регионов, которые будут отобраны из 13 выбранных АСИ в качестве пилотных в реализации программы дуального образования.

- Публикации о состоянии российского среднего профессионального образования в ведущих научных международных изданиях.

- Проведение подобного исследования с китайскими партнерами.

- Подготовка по итогам исследования аналитических материалов для федеральных и региональных органов госуправления и бизнес-ассоциаций.

Результаты первого этапа проекта: 

Первый этап проекта, завершившийся в декабре 2016 года, был направлен на сбор качественных данных разных типов, обновление базы данных учреждений СПО в России, подготовку методических материалов и проведение серии интервью с представителями региональных властей, бизнес-ассоциаций, директорами крупных компаний и руководителями учебных заведений в шести отобранных регионах: Ульяновской области, Тамбовской области, Самарской области, Пермском крае, Свердловской области и Красноярском крае.

Всего было проведено 59 интервью. Из них 6 интервью - с сотрудниками органов госуправления, 27 – с представителями учебных заведений, 7 – с представителями деловых ассоциаций и 19 – с руководителями предприятий.

По итогам работы было подготовлено два препринта:

    1)     Т.Ф. Ремингтон «Сотрудничество бизнеса и государства в сфере СПО: российский эксперимент с дуальным образованием»,

    2)     Israel Marques, II, Thomas Remington, Vladimir Bazavliuk «The Adoption of Costly VET Practices in Russia’s Regions»,

    и статья Thomas F. Remington «Business-Government Cooperation in VET: A Russian Experiment with Dual Education», опубликованная в журнале Post-Soviet Affairs.

Презентации на конференциях и семинарах:

International Summer School on Educational Finance, июль 3-10, Пекин.

Israel Marques “Development and Financial mechanism of Skill Formation System”

План работ на 2017 год:

В 2017 году исследователи сосредоточится на анализе данных, полученных в ходе интервью, а также проведении новых опросов в учреждениях СПО и на фирмах.
В рамках проекта запланировано обследование предприятий и учебных заведений в 12 регионах РФ. Шесть из них будут характеризоваться продвинутыми формами профессионального образования, а еще шесть - близко соответствовать им по ключевым социально-экономическим параметрам, но отличаться меньшей интенсивностью сотрудничества предприятий с учебными заведениями. Для того чтобы сохранить возможность сравнения с уже имеющимися качественными данными, планируется использовать шесть регионов, где в 2016 году проводились полевые исследования, а именно: Ульяновскую, Самарскую, Тамбовскую, Свердловскую области и Красноярский, Пермский край. Также  было отобрано еще шесть регионов с меньшей интенсивностью сотрудничества – Владимирская, Вологодская, Курская, Челябинская, Воронежская и Кемеровская области. Выборка для опроса будет включать около 60 случайно выбранных предприятий, репрезентативных для отраслевой структуры каждого региона (всего около 720 предприятий).
Опрос учебных заведений будет проводиться в тех же регионах и в то же время, что и опрос предприятий.

Аналогичное российскому опросу обследование проведут китайские коллеги. Из-за ограниченности ресурсов они сосредоточатся на изучении четырех регионов, выбрав по одному наиболее представительному городу. Это будут Чжуншань в провинции Гуандун, Сюйчжоу в провинции Цзянсу, Вэньчжоу в провинции Чжецзян, а также Тяньцзинь. Компании будут отбираться по тому же принципу, что использовала и российская команда, фокусируясь на учебных заведениях и выделяя их ключевые компании-партнеры.

На июнь 2017 года в Санкт-Петербурге  намечено проведение совместного семинара с китайскими коллегами для дальнейшего развития  проекта и презентации работ, посвященных исследованию государственно-частных партнерств в России, с целью получить комментарии от других исследователей и экспертов.

Новости по проекту:
Воркшоп в рамках проекта РНФ по государственно-частному партнерству
Новая публикация 
Грант РНФ. Второй цикл

 

         


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!