• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мониторинг конкурентоспособности российской обрабатывающей промышленности

Институт анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ, начиная с 2005 г., регулярно проводит обследования российских предприятий обрабатывающей промышленности. До настоящего момента было проведено пять раундов мониторинга конкурентоспособности обрабатывающей промышленности: первый – осенью 2005 г., второй – весной 2009 г., третий – в июне-октябре 2014 г., четвертый – в июле-ноябре 2018 г., пятый – в июле-декабре 2022 г. Первые два проекта были реализованы по заказу и при поддержке Министерства экономического развития РФ. Третий, четвертый и пятый раунды были реализованы за счет собственных ресурсов НИУ ВШЭ.

Проекты ориентированы на создание открытых для исследователей и преподавателей НИУ ВШЭ эмпирических баз данных, позволяющих решать разнообразные исследовательские задачи. Базы данных также успешно используются в учебном процессе в качестве материала для практических занятий по применению современных методов анализа, подготовки курсовых и выпускных работ.

Общая научная цель проектов заключается в проведении комплексного анализа состояния российских промышленных предприятий с упором на оценку факторов их конкурентоспособности. Однако фокус каждой волны мониторинга отличается в зависимости от исследовательских задач и актуальных экономических процессов.

В первом и втором раундах 2005 г. и 2009 г. выборочное обследование было ограничено средними и крупными предприятиями обрабатывающей промышленности с численностью занятых от 100 до 10 тыс. человек, существовавших на момент обследования не менее трех лет, и включало около 1000 предприятий. Если первый раунд был посвящен выявлению различных типов экономических агентов и основных проблем в части их конкурентоспособности, то второй раунд наряду с мониторингом состояния предприятий был сконцентрирован на создании панельной базы данных для оценки тенденций и структурных изменений.

В третьем раунде в 2014 г. (опрос RuFIGE) обследованием было охвачено около 2000 фирм, включая малые фирмы (от 10 занятых). Особенностью третьего раунда стала гармонизация методологии формирования выборки и инструментария с аналогичным опросом европейских промышленных предприятий, реализованным консорциумом организаций ЕС в 2009-2010 гг. Такой подход позволил получить сопоставимые данные для 7 стран ЕС и России.

Обследованием четвертого раунда в 2018 г. (опрос «Конкурентоспособность российской промышленности») было охвачено более 1700 фирм с численностью занятых от 10 человек, включая более 700 предприятий с численностью занятых от 250 человек. Опрос проводился среди предприятий, зарегистрированных в 54 субъектах РФ (8 федеральных округов). В рамках четвертого раунда обследования проект был сфокусирован на анализе изменений, произошедших после 2014 г., выявлении новых тенденций в развитии и поведении промышленных предприятий в условиях снижения темпов роста и сохранения и усиления международных санкций.

Пятый раунд опроса «Российские предприятия в цепочках создания стоимости» в 2022 г. сфокусирован на изучении изменений, произошедших после 2018 г. - с выявлением новых тенденций в развитии и поведении промышленных предприятий в условиях сохранения и усиления санкционного режима, последствий форс-мажорных обстоятельств пандемии COVID-19. Было проведено масштабное обследование в формате интервью с руководителями более 1800 предприятий обрабатывающей промышленности в более чем 70 регионах России для выявления проблем трансформации кооперационных цепочек на внутреннем и международном рынках.

Основные методологические характеристики обследований:

- метод сбора информации во всех раундах – личные интервью по формализованной анкете с руководителями (топ-менеджерами) предприятий; такой метод сбора данных достаточно дорог в терминах времени и ресурсов, но позволяет получать уникальную и качественную информацию о процессах взаимодействия предприятий с внешней средой и изменениях, происходящих внутри фирм.

- случайная квотированная выборка, репрезентативная в разрезе двухзначных кодов ОКВЭД и размерных групп, позволяет оценивать межотраслевые различия; метод сбора информации через личные интервью обеспечивает меньшие смещения и большую репрезентативность по сравнению с почтовыми опросами.

- опрос проводится в более чем 50 регионах России, в которых сосредоточена подавляющая часть обрабатывающей промышленности страны; выборка нерепрезентативна в региональном разрезе.