• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар с Андреем Маркевичем: реформа совнархозов и эффективность межрегиональной конкуренции

16 мая состоялся семинар МЦИИР, на котором выступил профессор РЭШ Андрей Маркевич.

Основой презентации была статья Андрея Маркевича и Екатерины Журавской "M-Form Hierarchy with Poorly-Diversified Divisions: A Case of Khrushchev’s Reform in Soviet Russia", опубликованная в  Journal of Public Economics в 2011 году.

Исторический прецедент реформы совнархозов в СССР, предпринятой Никитой Хрущевым в 1957-65 гг., представляет особый интерес с точки зрения политической экономики. Изменение системы управления промышленностью и перевод принятия решений на региональный уровень создали систему управления, определяемую как мультидивизиональная иерархическая организация (М-форма). В отличие от унитарной формы иерархической организации (U-форма), М-форма предполагает выделение единиц по территориальному, а не функциональному признаку.

Преимущество М-формы в том, что в рамках этой системы возможна конкуренция между "подразделениями" (поскольку они однородны по функциям и отличаются только географическим расположением). Такая конкуренция, мотивируя лидеров подразделений, способствует повышению эффективности работы подразделений.

В отношении регионов это означало, что продолжение карьеры первого секретаря партии было увязано с экономическими показателями его региона. Проверка на данных об экономическом развитии регионов и карьерном продвижении партийных лидеров в рассматриваемый период (1951-1967) свидетельствует о том, что такая мотивация действительно работала, но со значительными ограничениями.

Нарушение принципа однородности "подразделений" не позволяет развиваться продуктивной конкуренции между ними. Чем более регион зависит от соседей, тем менее реализуем принцип конкуренции. Таким образом, преимущества М-формы ограничиваются территориальной промышленной концентрацией.

В ходе дискуссии участники обсудили систему мотивации региональных лидеров, существовавшую в СССР, а также применимость диверсификации региональной экономики в качестве меры независимости от других регионов