• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Государственно-частное партнерство в среднем профессиональном образовании: на примере фирм в России и Китае

Участники от МЦИИР: Яковлев А.А., Ремингтон Т.Ф., Маркес И., Базавлюк В.Н.

Внешние участники: Фрумин И.Д., Дудырев Ф.Ф., Шабалин А.И.

Подробная информация о проекте: Маркес И. (imarques@hse.ru)

Описание:

По мере того, как Россия и другие бывшие социалистические страны стали отходить от принципов командной экономики, государство перестало играть роль координатора в сфере обеспечения профессиональных навыков. Предоставленные сами себе компании значительно сократили расходы на профессиональное обучение и подготовку кадров, разорвали традиционные связи с учебными заведениями ради экономии расходов. Лишившись поддержки фирм-партнеров и помощи государства, образовательные организации со временем начали выпускать специалистов с неактуальными знаниями и недостаточными профнавыками. Более того, учреждения СПО оказались не в состоянии самостоятельно разрабатывать учебные программы, адаптируя их под  потребности формирующихся рынков.                                                                                                                                                                                                                   

Вскоре многие компании пришли к пониманию необходимости самостоятельной подготовки сотрудников. Однако  в борьбе с дефицитом квалифицированных кадров работодатели столкнулись с рядом проблем – переманивание компаниями-партнерами вновь подготовленных сотрудников,  нестабильность конъюнктуры рынка, отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения вовлеченных сторон, необходимость института-координатора, способного учитывать интересы всех участников.

Исследовательский проект  «Государственно-частное  партнерство в среднем профессиональном образовании: на примере фирм в России и Китае»  направлен на изучение вопросов, связанных с реформированием системы среднего профессионально образования  в России, а также на выявление институциональных механизмов, стимулов и моделей взаимодействия акторов СПО в российских регионах.

Задачи проекта:

Изучение разных типов новых институциональных механизмов в российских регионах с тем, чтобы помочь наладить сотрудничество между фирмами и образовательными учреждениями, а также анализ того, какую роль играют региональные органы управления в появлении подобных механизмов.

Выявление факторов поддержки конкретным программам профессионального образования на микро-уровне со стороны фирм и образовательных учреждений, анализ форм участия в этих программах.

Анализ различий в выборе институционального механизма конкретного типа в регионах стимулирования сотрудничества между региональными властями, компаниями и образовательными учреждениями.

 

Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы предлагается следующий алгоритм действий:

-сбор качественных данных по реформе профессионального образования в 13-ти российских регионах-победителях в конкурсе грантов Агентства стратегических инициатив (АСИ);

-анализ региональных и федеральных средств массовой информации;

-систематическая проверка  и анализ данных с использованием уникальных баз данных, собранных МЦЦИР и Институтом образования в течение предыдущих лет;

-проведение серии глубинных интервью с руководителями учебных организаций, фирм-партнеров, представителями региональных властей и бизнес-ассоциаций.  Для этой цели были отобраны шесть из регионов, поддержанных грантом АСИ: Ульяновская область, Тамбовская область, Самарская область, Пермский край, Свердловская область и Красноярский край;

-анализ исторической эволюции и современного состояния профессионального образования в Китае. Как и в случае с российскими кейс-стади, будет отобрано несколько  китайских регионов, где существует, наиболее комплексная кооперация и сотрудничество между участниками СПО, и проведена серия глубинных интервью.

Планируемые результаты проекта:

- База данных, включающая информацию о состоянии среднего профессионального образования во всех регионах России за 2013-2016 гг. С акцентом на виды сотрудничества школ с фирмами, региональными администрациями, профессиональными объединениями с детализацией вплоть до населенных пунктов.

- Глубинное обследование 6 регионов, которые будут отобраны из 13 выбранных АСИ в качестве пилотных в реализации программы дуального образования.

- Публикации о состоянии российского среднего профессионального образования в ведущих научных международных изданиях.

- Проведение подобного исследования с китайскими партнерами.

- Подготовка по итогам исследования аналитических материалов для федеральных и региональных органов госуправления и бизнес-ассоциаций.

Результаты первого этапа проекта: 

Первый этап проекта, завершившийся в декабре 2016 года, был направлен на сбор качественных данных разных типов, обновление базы данных учреждений СПО в России, подготовку методических материалов и проведение серии интервью с представителями региональных властей, бизнес-ассоциаций, директорами крупных компаний и руководителями учебных заведений в шести отобранных регионах: Ульяновской области, Тамбовской области, Самарской области, Пермском крае, Свердловской области и Красноярском крае.

Всего было проведено 59 интервью. Из них 6 интервью - с сотрудниками органов госуправления, 27 – с представителями учебных заведений, 7 – с представителями деловых ассоциаций и 19 – с руководителями предприятий.

По итогам работы было подготовлено два препринта:

    1)     Т.Ф. Ремингтон «Сотрудничество бизнеса и государства в сфере СПО: российский эксперимент с дуальным образованием»,

    2)     Israel Marques, II, Thomas Remington, Vladimir Bazavliuk «The Adoption of Costly VET Practices in Russia’s Regions»,

    и статья Thomas F. Remington «Business-Government Cooperation in VET: A Russian Experiment with Dual Education», опубликованная в журнале Post-Soviet Affairs.

Презентации на конференциях и семинарах:

International Summer School on Educational Finance, июль 3-10, Пекин.

Israel Marques “Development and Financial mechanism of Skill Formation System”

План работ на 2017 год:

В 2017 году исследователи сосредоточится на анализе данных, полученных в ходе интервью, а также проведении новых опросов в учреждениях СПО и на фирмах.
В рамках проекта запланировано обследование предприятий и учебных заведений в 12 регионах РФ. Шесть из них будут характеризоваться продвинутыми формами профессионального образования, а еще шесть - близко соответствовать им по ключевым социально-экономическим параметрам, но отличаться меньшей интенсивностью сотрудничества предприятий с учебными заведениями. Для того чтобы сохранить возможность сравнения с уже имеющимися качественными данными, планируется использовать шесть регионов, где в 2016 году проводились полевые исследования, а именно: Ульяновскую, Самарскую, Тамбовскую, Свердловскую области и Красноярский, Пермский край. Также  было отобрано еще шесть регионов с меньшей интенсивностью сотрудничества – Владимирская, Вологодская, Курская, Челябинская, Воронежская и Кемеровская области. Выборка для опроса будет включать около 60 случайно выбранных предприятий, репрезентативных для отраслевой структуры каждого региона (всего около 720 предприятий).
Опрос учебных заведений будет проводиться в тех же регионах и в то же время, что и опрос предприятий.

Аналогичное российскому опросу обследование проведут китайские коллеги. Из-за ограниченности ресурсов они сосредоточатся на изучении четырех регионов, выбрав по одному наиболее представительному городу. Это будут Чжуншань в провинции Гуандун, Сюйчжоу в провинции Цзянсу, Вэньчжоу в провинции Чжецзян, а также Тяньцзинь. Компании будут отбираться по тому же принципу, что использовала и российская команда, фокусируясь на учебных заведениях и выделяя их ключевые компании-партнеры.

На июнь 2017 года в Санкт-Петербурге  намечено проведение совместного семинара с китайскими коллегами для дальнейшего развития  проекта и презентации работ, посвященных исследованию государственно-частных партнерств в России, с целью получить комментарии от других исследователей и экспертов.

Результаты второго этапа проекта:

В 2017 году работа в рамках проекта была посвящена как сбору большого объема данных, так и написанию нескольких исследовательских работ с использованием данных, собранных в 2016 году. Главная цель заключалась в продолжении проверки гипотезы о том, что региональные правительства имеют решающее значение для создания государственно-частных партнерств (ГЧП), но для этого им необходимо гарантировать фирмам выполнение учреждениями среднего профессионального образования (СПО) взятых на себя обязательства.
-Был проведен опрос 690 средних и крупных предприятий производственных отраслей (промышленность, транспорт, связь, строительство) в 12 регионах РФ. Шесть из этих регионов - Красноярский и Пермский край, Ульяновская, Самарская, Тамбовская и Свердловская области – являются победителями конкурса грантов Агентства стратегических инициатив (АСИ) и продемонстрировали значительные успехи в области реформирования СПО и разработки эффективных институциональных механизмов для развития системы подготовки квалифицированных кадров. Остальные шесть регионов (Челябинская, Новосибирская, Вологодская, Владимирская, Курская и Воронежская области) были выбраны из числа регионов, для которых характерен более низкий уровень сотрудничества между фирмами и учреждениями СПО, и которые схожи с нашими шестью первоначальным регионам по ключевым социально-экономическим показателям. В каждом регионе было обследовано по 60 компаний (исключение составила Тамбовская область – 30 компаний). Мы отдавали предпочтение средним (100-249 сотрудников) и крупным (>250 сотрудников) предприятиям, так как они наиболее склонны заниматься подготовкой квалифицированных кадров и сотрудничать с государством. Аналогичное обследование мы проводим во всех 12 регионах среди средних специальных учебных заведений с целью рассмотреть эти проблемы с позиций учреждений СПО и изучить стимулы, которые побуждают их вступать в ГЧП. Мы планируем завершить этот опрос в начале 2018 года.
-Продолжилось формирование базы данных Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ о государственно-частных контрактах в профессиональном образовании. Были собраны и закодированы отчеты самообследования более 1600 учреждений СПО по 2014-2015 учебному году, чтобы выявить еще большее число конкретных случаев ГЧП между фирмами и учреждениями СПО и охарактеризовать природу этих отношений.
-Параллельно в тестовом режиме собирались данные финансовых отчетов учебных заведений, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет.
-Наряду с продолжающимся сбором данных мы также подготовили ряд научных работ, основанных на полученных в 2016 и 2017 гг. данных.

Публикации:

1. Абанкина И.В., Дудырев Ф.Ф., Фрумин И.Д., Шабалин А.И. Эволюция финансирования системы СПО: на пути к частно-государственному партнерству Современная аналитика образования. М.: НИУ ВШЭ, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2017. - 28 с. (Современная аналитика образования. № 8 (16)) (год публикации - 2017).

2. Маркес И. Training Strategies and Skill Development amid Weak Institutions: Evidence from Russia Working papers by the Basic Research Program, HSE, HSE Basic Reseach Program Working Papers, Series: Political Science, WP BRP 52/PS/2017 (год публикации - 2017).

3. Маркес И. Создание, приобретение и выбор партнеров: стратегии обучения среди российских компаний М. : Изд. дом Высшей школы экономики, Препринт WP1/2017/05. Серия WP1 Институциональные проблемы российской экономики. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 45 с. (год публикации - 2017).

4. Маркес И. Political Connections and Non-traditional Investment: Evidence from Public-Private Partnerships in Vocational Education Working papers by the Basic Research Program, HSE, HSE Basic Reseach Program Working Papers Series: Political Science, WP BRP 56/PS/2017 (год публикации - 2017).

5. Маркес И., Яковлев А.А. Профессиональное образование и механизмы государственно-частных партнерств в российских регионах М. : Изд. дом Высшей школы экономики, Препринт WP1/2017/04, Серия WP1 Институциональные проблемы российской экономики, М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 28 с. (год публикации - 2017).

6. Ремингтон Т.Ф. Public-Private Partnerships in VET: Translating the German Model of Dual Education HSE Publishing House, WP 12/IE/2017. Working papers of Institute of Education. — Moscow: HSE Publishing House, 2017 (год публикации - 2017).

7. Ремингтон Т.Ф. Business-government cooperation in VET: a Russian experiment with dual education Post-Soviet Affairs, Post-Soviet Affairs. 2017. Vol. 33. Issue 4. P. 313-333 (год публикации - 2017).

8. Ремингтон Т.Ф. Closing the Skills-Jobs Gap: Russia and China Compared Working papers by the Basic Research Program, HSE, HSE Basic Research Program Working Papers, Series: Political Science, WP BRP 53/PS/2017 (год публикации - 2017).

9. Ремингтон Т.Ф. Государственно-частные партнерства в сфере СПО: адаптация немецкой модели дуального образования М. : Изд. дом Высшей школы экономики, Препринт WP1/2017/03, Серия WP1 Институциональные проблемы российской экономики, М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017.- 30 с. (год публикации - 2017).

-Также в рамках проекта был организован совместный научный семинар «Public-private partnership in VET» в г. Пушкине (Санкт-Петербург), где были представлены промежуточные результаты. Среди участников семинара была профессор По Янг из Пекинского университета, которая является нашим партнером в рамках данного проекта по изучению государственно-частных партнерств в сфере СПО. Специальным приглашенным экспертом выступил профессор Университета Эмори Ричард Донер, занимающийся изучением вопросов профессионального образования в странах, оказавшихся в ловушке среднего дохода.

В течение 2017 г. члены научного коллектива представили доклады на основе проводимого в рамках проекта исследования на ряде российских и зарубежных международных семинаров и конференций, в том числе:

1) Workshop «Growth and Redistribution in Limited Access Orders», Мюнхен (Германия), 24-25 ноября, 2017 (И. Маркес «Public-Private Partnerships in Vocational Education in Russia: The Role of Credible Commitments»)

2) XII Международная конференция «Российские регионы в фокусе перемен» УрФУ, Екатеринбург (Россия) (В. Базавлюк «Модели развития старопромышленного уральского региона в рамках пилотного проекта по дуальному образованию: итоги полевых интервью в Пермском крае и Свердловской области»)

3) 113th American Political Science Association Annual Meeting 2017, Сан-Франциско (США), 31 августа – 3 сентября, 2017 (И. Маркес «Public-Private Partnerships, Vocational Education, and Weak Institutions»)

4) Конференция Society for the Advancement of Socio-Economics (SASE), Лион (Франция) 29 июня-1 июля, 2017 (Т.Ремингтон «Closing the Skills-Jobs Gap: The US, Russia, and China Compared»)

5) 21st Annual Conference of the Society for Institutional and Organizational Economics, Нью-Йорк (США), 23-25 июня, 2017 (И. Маркес «Public-Private Partnerships under Weak Institutions: Co-investment and the Case of Vocational Education in Russia’s Regions»)

6) Конференция “Work-Based Learning as a Pathway to Competence-Based Education”  организованная BIBB и UNEVOC, Бонн (Германия), 22-23 июня, 2017 (Т. Ремингтон)

7)The Second World Congress of Comparative Economics “1917 –2017: Revolution and Evolution in Economic Development”, Санкт-Петербург (Россия), 14-15 июня, 2017 (И. Маркес «Public-Private Partnerships under Weak Institutions: Co-investment and the Case of Vocational Education in Russia’s Regions»


Новости по проекту:
Официально
Грант РНФ. Третий цикл
HSE OpenTalks
Грант РНФ. Второй цикл
Новая публикация 
Воркпош в рамках проекта РНФ по государственно-частному партнерству

 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.