• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Создавая глобальный исследовательский "хаб": десять лет опыта МЦИИР

Сегодня, 1 февраля, Международный центр изучения институтов и развития (МЦИИР) отмечает свое десятилетие. Мы попросили одного из основателей и научного руководителя Центра, профессора Колумбийского университета Тимоти Фрая рассказать об истории МЦИИР и планах на будущее.

Создавая глобальный исследовательский "хаб": десять лет опыта МЦИИР

Mikhail Dmitriev

Как вы познакомились с директором МЦИИР Андреем Яковлевым? Как у вас впервые появилась идея создать Центр?

Впервые я встретился с Андреем Яковлевым в 1991 году, уже почти 30 лет назад. В то время он работал в Институте исследования организованных рынков (ИНИОР), который он основал вместе со своими однокурсниками. Андрей занимался изучением товарных бирж, которые возникли после проведения рыночных реформ, и поскольку я тоже исследовал эту тему и прочел работу Андрея, то решил познакомиться.

Мы общались с Андреем много лет и были хорошо знакомы с исследованиями друг друга, хотя у нас не было совместных статей. Андрей – экономист, я – политолог, но мы задавались одними исследовательскими вопросами: проблемы коррупции, верховенство права, формирование рыночных институтов. Это помогло нам сблизиться.

В 2010 году российское правительство проводило конкурс по созданию международных лабораторий, чтобы повысить авторитет высшего образования в России. Так как мы оба интересовались политической экономией, Андрей пригласил меня подать с ним совместную заявку. Была жесткая конкуренция, но мы смогли выиграть один из грантов НИУ ВШЭ, финансируемых за счет средств правительства.

Наш Центр несколько отличается от других международных лабораторий. В основном, они сосредоточены вокруг двух ведущих исследователей: одного российского и одного иностранного. Наша структура – похожая, но в МЦИИР работает большое количество иностранных специалистов. Мы думали, будет лучше, если мы создадим большую команду, включающую зарубежных и российских экспертов, которые могли бы совместно реализовывать исследовательские проекты и готовить статьи для сильных международных журналов. И этот формат нам действительно удался!


Как изменился Центр за 10 лет?

Одна из целей МЦИИР – стать настоящим центром для всех исследователей, занимающихся политической экономией России. Мне кажется, мы приблизились к этой цели. Ученые из США, Европы или России, заинтересованные в «наших» темах, так или иначе имеют отношение к Центру: они или читали наши работы, или приезжали на конференции. Когда есть возможность, мы стараемся оказывать иностранным специалистам поддержку, чтобы они могли приехать. Мы хотели сделать Центр местом, куда могут приехать исследователи, поделиться своими научными изысканиями, получить обратную связь и научить чему-то нас. Это первое.

Во-вторых, мы расширили круг контактов. Мы организовывали совместные конференции и воркшопы с Гонконгским университетом, Мюнхенским университетом, Бременским университетом, Гётеборгским университетом, у нас была конференция в Дубае, что было довольно экзотично. К тому же у нас давние отношения с Институтом Гарримана при Колумбийском университете, так что международные сxвязи крепнут.

Центр существует уже достаточно давно, поэтому некоторые молодые российские исследователи, которые работали в МЦИИР раньше, успели получить PhD в США, вернуться в Россию и продолжить сотрудничество с Центром. Приятно видеть их профессиональное развитие и рост. Различие между иностранными учеными и русскими становится все менее и менее заметным. Все мы – исследователи, у нас выработался общий язык для совместной работы. Мы понимаем друг друга лучше, чем в 2011 году, и это вдохновляет.

Можно сказать, МЦИИР заработал определенную репутацию среди иностранных исследователей?

Да, пожалуй. Каждое лето мы организуем большую конференцию, куда приглашаем очень известных ученых в качестве почетных докладчиков. Эти исследователи чаще всего не занимаются непосредственно Россией, но они изучают темы, в которых так или иначе заинтересован МЦИИР: бюрократия, экономическое развитие, возможно, они исследуют Китай, Турцию, США или Вьетнам. Приглашенные ученые знакомятся с Центром и в итоге становятся своего рода «амбассадорами» МЦИИР для людей, которые в иных ситуациях о Центре бы и не узнали.

Для нас это большой плюс. Мы не хотим быть Центром, который обращается исключительно к ученым, заинтересованным в России. Мы хотим извлечь уроки из российского опыта и посмотреть, как это поможет нам в исследовании других стран. Диалог с учеными Китая, Азии и Европы жизненно необходим, чтобы понять, чему мы можем научиться друг у друга.

Поскольку МЦИИР – международный центр, расскажите, как строится работа между исследователями, которые живут в разных странах?

Когда МЦИИР только появился, мы пытались четко выделить несколько направлений исследования, чтобы одна определенная команда работала над конкретной проблемой. Вскоре стало понятно, что такой метод не работает: в ходе исследования постоянно возникают новые идеи. Поэтому мы даем своим сотрудникам свободу выбора тем и выбора команды.

Исследователи, занимающиеся определенным вопросом, знают друг друга очень хорошо. Иногда они находят коллегу из другой части Института, у которого есть подходящие для работы навыки. Словом, у нас много самоорганизации. Центр лишь предлагает сотрудникам представлять свои работы на научных семинарах, чтобы получить обратную связь. Но в остальном – мы даем исследовательским группам право решать, какие вопросы им подходят лучше всего.

Сейчас МЦИИР представляет собой гораздо менее иерархическую структуру, чем было раньше. Думаю, это к лучшему.

Что можете рассказать о будущих планах МЦИИР и основных векторах его развития?

Мы хотели отпраздновать наше десятилетие большой летней конференцией, встретиться лично, но из-за COVID-19 это невозможно.

Сейчас мы проводим внутреннюю оценку деятельности центра и создали для этого несколько комитетов. Например, есть комитет, который занимается вопросами кадрового развития и тем, какие у сотрудников МЦИИР должны быть отношения с Центром, есть комитет по улучшению наших исследований и преподавательской работы. Процесс еще далек от завершения. Мы надеемся привлечь иностранных коллег, которые бы помогли нам проанализировать нашу работу и дать рекомендации. Сейчас самое время взглянуть на себя со стороны и стать лучше.

В настоящее время мы работаем над проектом, посвященному COVID-19 в России. Только недавно завершился сбор данных по большому опросу, над которым работали почти все российские сотрудники МЦИИР и ряд зарубежных коллег. Это один из самых крупных наших проектов. Нас интересует целый ряд вопросов о реакции людей на предписания, связанные с коронавирусом: насколько люди готовы соблюдать постановления о ношении масок, запрете выходить на улицы; как использование медиа-ресурсов влияет на отношение людей к COVID-19 и т.д.

Так как над проектом работает много коллег, потребовалось установить более четкую иерархию и координацию между участниками, но я с нетерпением жду результатов. Россия – прекрасный кейс для изучения COVID-19, поскольку она состоит из множества очень разных регионов. Опрос был проведен в 60 из 85 регионов РФ, поэтому мы можем сравнить, как разные субъекты федерации адаптировали разные стратегии борьбы с вирусом, и посмотреть, как это повлияло на поведение людей.